ЧТО ТАКОЕ "ЛАНГЕПАС"?
Летом 1999 года Лангепасским этнографическим музеем в ходе этнографической экспедиции проводилась работа со старожилами нашей местности. Евдокия Александровна Белкина сообщила нам довольно интересную версию возникновения названия города Лангепас.С момента возникновения города много раз разгорались дискуссии по этому поводу. Трактовали название города по разному: "Гиблое место", "Оленное место", "Беличья рукавичка", "Беличьи угодья". Последний раз дискуссия поднималась в журнале "Югра" № 1 за 1997 г. Там Ольга Майорова - заслуженный учитель России из Нижневартовска приводит свое толкование слова: "... малые протоки обозначались хантыйским термином "пасл". Хантыйское слово "лангки" - белка. Значит, Лангепас - "Беличья протока".Бесспорно одно, от чего отталкиваются все исследователи: белка по-хантыйски - "лангхе". Труднее со второй половиной слова. Да, рядом протекает протока, имеющая то же название, что и город. Часто населенный пункт брал название по водоему на берегу которого возникало поселение, примеров не перечесть: Москва, Томск, Омск, Тобольск и т.д. В нашем случае водоем получил название по населенному пункту.Протока до появления города называлась Ганжеевская.Теперь вернемся ко второй половине слова Лангепас. Нельзя согласиться, что протока на языке аганских хантов звучит как "пас". Допускаем, что и на диалекте ваховских хантов протока звучит как "пас". Аганские же ханты протоку с течением называют "яун", без течения - "сап".Аналогичная ошибка происходит, когда переводят слово "Лангепас", как "Беличьи угодья". Дело в том, что на аганском, вернее сказать, на сургутском диалекте угодья охотничьи называют "урман", а угодья вообще - "вонт". Тогда наиболее точным переводом будет "Беличья рукавичка", поскольку рукавичку называют "пас".Мы же, опираясь на версию Е.А.Белкиной, попытаемся пойти по другому пути. У аганских хантов существовало другое созвучное слово "ланг" - стрела. "Пас" тоже имеет второе значение - знак или метка. Получаем: "Метка стрелы. Здесь два объяснения: во-первых, возможно, на гриве, где сейчас стоит город, росло большое дерево, разбитое молнией, а так как молнию часто называли стрелой, и не только у хантов, то место могли назвать: "Метка, оставленная стрелой". Во-вторых, раньше ханты в своих родовых угодьях на месте добытого крупного зверя - лося, оленя или медведя - ставили знаки в виде зарубок, которые обозначали вид убитого зверя. Ниже ставилась тамга - родовой знак охотника. Тамга могла выглядеть в виде схематичного изображения тотемного животного (лося, соболя, бобра), утиной лапы либо человека, или стрелы.Остается узнать, имели ли тамгу в виде стрелы охотники из рода, жившего здесь. Сотрудниками музея были найдены знаки на деревьях, похожие на стрелу. Остается найти подтверждение в архиве, где хранятся податные ведомости, в которых ханты вместо подписи ставили тамгу. Если оно будет найдено, изложенная гипотеза о происхождении слова "Лангепас" имеет право на жизнь. А.Дробышев, научный сотрудник Лангепасского тнографического музея. |
ГОРОД ЛАНГЕПАС
|